Рубрика: Музыка

От классической до Industriale Pank

ALPHAVILLE

Alphaville

Alphaville — немецкая синтипоп-группа, имевшая большую популярность в середине 1980-х годов. Образовалась в 1982 году, её основателями являются Мариан Голд (настоящее имя Хартвиг Ширбаум; род. 26 мая 1954), Бернхард Ллойд (настоящее имя Бернхард Госслинг; род. 6 июня 1960) и Франк Мертенс (настоящее имя Франк Соргац; род. 26 октября 1961). Коллектив первоначально назывался Forever Young, но позднее сменил название на Alphaville. Группа получила мировую известность благодаря двум хитам — «Big In Japan» и «Forever Young», вышедшим в 1984 году.

История

В конце 1970-х годов был придуман проект Nelson Community. Он задумывался как коммуна из творческих людей, занятых музыкой, искусством, литературой и т. п. В 1980 году Мариан знакомится с Ллойдом, и тот присоединяется к проекту. В 1981 году состоялся первый концерт, где они исполняли песни собственного сочинения. Концерт состоялся в клубе, где диджеем работал Ллойд. В 1982 году Ллойд начинает сотрудничать с Франком Мертенсом, они предлагают присоединиться к ним и Мариану. Участники придумывают себе новое название — «Forever Young», в состав группы вошли все трое. Вместе они написали композицию «Forever Young» и записали её демоверсию. Коллектив дал второй и последний на ближайшие 10 лет концерт.

В 1983 году группа взяла себе новое название, «Alphaville», в честь одноимённого фильма Жана-Люка Годара (фильм вышел в 1965 году, в гл. ролях: Эдди Константин и Анна Карина). В самом фильме Альфавиль — это город будущего, управляемый могущественным компьютером. В городе объявлены вне закона все гуманные человеческие чувства, такие как любовь, нежность, сострадание и взаимопомощь, а также запрещены поэзия и романтика.

 

Мариан Голд

В конце 1983 года группа подписывает контракт с «WEA Records». В январе 1984 года коллектив выпустил свой первый сингл — «Big In Japan». Песня была написана Голдом ещё в 1979 году. «Big In Japan» получила большую известность во многих странах мира, в том числе в Великобритании (восьмое место в чарте) и США (первое место в танцевальном чарте), в Германии, Греции, Швеции, Швейцарии сингл достиг первого места.

За ним последовали ещё два сингла — «Sounds Like a Melody» и «Forever Young», также имевшие большой успех в Европе, однако провалившиеся в США.

Осенью того же года был выпущен дебютный альбом «Forever Young». Несмотря на успех, Франк Мертенс покинул группу, и на его место в январе 1985 года пришёл Рикки Эколетт (настоящее имя Вольфганг Нойхаус; род. 7 августа 1960 года).

Alphaville создал музыку к фильму «Der Bulle Und Das Mädchen» («Девушка и полицейский»), а также принял участие в благотворительном проекте «Band Fuer Afrika» с песней «Nackt im Wind» («Naked in the Wind»). В феврале 1985 года песня вышла на третье место в немецкой версии Billboard.

В июне 1986 года вышел второй альбом группы под названием «Afternoons In Utopia», первый сингл с которого, «Dance With Me», достиг верхней двадцатки чартов многих европейских стран. Группа отказалась от гастрольной деятельности и концертов и занялась исключительно студийной работой. Затем вышел сингл «Universal Daddy», а в декабре — сингл «Jerusalem». Альбом в целом — своеобразная ностальгия о будущем, о мире, в котором не будет места социальной несправедливости, ядерным конфликтам, проституции и прочим порокам.

1987—2000 годы

Группа начинает разработку проекта «Soundtraxx For Imaginary Movies» («Музыка для воображаемых фильмов»), который положил начало будущему сотрудничеству группы с Клаусом Шульце, известному по работе в Tangerine Dream.

В январе 1988 года выходит сборник песен группы в ГДР, что было редким явлением для западногерманской группы. По политическим мотивам в сборник не вошли две песни: «To Germany With Love» и «Summer in Berlin». Во второй половине этого же года в США выходит ремиксовый сборник «The Singles Collection», содержащий ремиксы и оригинальные вещи с ранее выпущенных синглов.

Третий альбом «The Breathtaking Blue» был выпущен только три года спустя после «Afternoons In Utopia». Продюсером альбома стал Клаус Шульце. Музыканты осуществили идею соединения музыки с законченным видеорядом, который представил собой нечто вроде короткометражного фильма. Девять режиссёров, среди которых был Годри Реджио («Койяанискаци»), создают фильмы для песен из альбома, под одним общим заголовком «Songlines». На песню «For A Million» видеоклип снял Александр Кайдановский. Мариан Голд сказал о нём: «Мы были счастливы, что вовлекли его в наш проект. Мы знали и восхищались им с тех пор, как мы увидели его в грандиозном фильме Тарковского „Сталкер“. И его вклад в „Songlines“ был одним из самых красивых и лирических. Я был абсолютно потрясен, когда я получил известие о его смерти в 1995». Впоследствии видео на песню «Middle of the Riddle» (на церемонию было представлено под другим именем — «Balance») было удостоено американской премии Оскар в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».

После этого группа берёт тайм-аут. Мариан занялся сольным проектом «So Long Celeste», который увидел свет в августе 1992 года и включил в себя 6 оригинальных песен и 4 кавер-версии. Бернхард начал делать ремиксы известных хитов Alphaville, которые вошли в сборник «First Harvest 1984–92». Буклет к диску, помимо текстов и фотографий, также содержит комментарии музыкантов к песням.

После этой «передышки» в студии звукозаписи группы начинается работа над новым альбомом «Prostitute», продюсерами которого выступают сами музыканты.

1993 год ознаменовался выпуском сборника «History», предназначавшегося исключительно для членов официального фан-клуба. В этом же году группу приглашают дать концерт в Бейруте, и музыканты спонтанно решают принять приглашение после 10 лет исключительно студийной работы. Этот концерт принято считать первым, но ещё до него, 26 июня, группа выходит на сцену на фестивале под открытым небом Rocktops в Финляндии.

Запись будущего альбома «Prostitute» затягивается, поглощая все больше времени, в итоге выпуск диска задерживается более чем на полтора года.

В 1994 году выходит сингл «Fools», следом за ним, в октябре 1994 года, следует выход четвёртого альбома «Prostitute». Этот диск представляет собой настоящий калейдоскоп избранного из всего того огромного количества материала, который группа записала со времени издания последнего альбома. Жанровый диапазон песен также весьма обширен: поп, рок, регги.

Вскоре начинается работа над альбомом «Salvation» вместе с продюсером Энди Ричардсом, который продюсировал такие группы, как Art Of Noise и OMD. В 1996 году Мариан Голд под руководством Руперта Хайна выпустил свой второй сольный альбом «United», который издаётся в ЮАР. В этом же году коллектив покидает Рикки Эколетт. В Лондоне собирается тур-группа Alphaville (впоследствии несколько раз меняющая состав). Тогда же Alphaville запускает собственный официальный веб-сайт http://www.alphaville.de.

В результате сотрудничества с Ричардсом выходит сингл «Wishful Thinking». В сентябре группа выпускает альбом «Salvation», который ознаменовал возвращение группы к синтипоп-звучанию. Ко времени выхода диска Рики Эколетт уже официально покинул группу, хотя в буклете к альбому он все ещё значится как соавтор некоторых песен. После релиза этого альбома заканчивается контракт группы с компанией «WEA Records».

В 1998 году группа продолжает гастролировать по Германии и Восточной Европе, выступает также и в России, в Перу, и продолжает записывать антологию под названием «Dreamscapes», ставшую в итоге собранием сочинений из восьми дисков, с записями, охватывающими всю историю группы за почти двадцать лет, включая концертные выступления, не выпускавшиеся ранее песни и ремиксы. Все песни для антологии были переработаны, некоторые — перезаписаны.

В сентябре 1999 года появился сборник «Visions of Dreamscapes» с избранными треками из «Dreamscapes», его выпустили в поддержку бразильского тура Alphaville. В этом же году Бернхард Ллойд со своим другом-музыкантом Максом Холлером (Max Holler) объявили о создании совместного музыкального проекта в интернете — «Atlantic Popes». «Dreamscapes неплохо продавался (первый тираж распродан за три месяца), и Alphaville решает самостоятельно, без участия крупной звукозаписывающей компании, выпустить синглом песню «Flame» в США. Сингл включает ремикс заглавной песни, «unplugged»-версию «Forever Young» и концертную «Big In Japan».

В июне 1999 года Alphaville дают концерт в Киле для более чем 10-тысячной аудитории. В июле группа даёт два больших концерта в Солт-Лейк-Сити. Билеты на оба концерта распроданы за две недели — ещё до начала официальной рекламы шоу. В конце года Alphaville выступает в Португалии для 17-тысячной аудитории.

2000 — настоящее время

В 2000 году в США выходит альбом «Salvation» с новой обложкой и тремя новыми песнями, а также изменённым списком принимавших участие в записи. Распространением американской версии альбома в США занимается компания «Metropolis Records».

Группа продолжает давать выступления по всему миру, а также работает над новым студийным альбомом, который планируется к выпуску в 2002 году. 23 июня 2000 года Alphaville выступает с концертом в Москве, а в июле того же года выходит первый официальный «живой» альбом группы — «Stark Naked And Absolutely Live», который три недели держится на первом месте в немецком чарте. Группа даёт свой самый большой концерт в своей истории — в Польше для 300 тыс. зрителей.

В продолжение проекта «Dreamscapes» группа начинает выкладывать на своём сайте по одной песне в полной версии каждый месяц (в формате MP3 с низким битрейтом). Впоследствии песни планируются к изданию в более высоком качестве на CD.

В 2001 году Бернард Ллойд выпускает сольный диск «Atlantic Popes». Мариан Голд (помимо работы над новым альбомом Alphaville) вместе с Шульце, Эффьотом Крюгером и др. начинает работу над проектом «Sputnik Roadhouse» для участия в фильме «Klassentreffen» («Встреча выпускников»).

Готовится к выходу первый DVD группы: поклонники группы из США готовят материалы с концертов 1999 года в Солт-Лейк-Сити для издания. DVD выходит ограниченным тиражом и содержит в виде бонуса не издававшийся ранее клип на песню «Soul Messiah».

В июле 2001 года выходит промосингл «Forever Young 2001», за ним следует «Dance With Me 2001». В ноябре успешно завершается проект «Dreamscapes #9», и в то же время выходит диск с ремиксами популярных песен Alphaville «Forever Pop». В записи принимали участие такие музыканты как De Phazz, Марк Плати, F.A.F., Хосе Альварес Брилл, Eiffel65 и др.

С октября 2000 по октябрь 2001, Alphaville бесплатно размещали на своем официальном сайте по одной новой песне в месяц. Все треки позднее вошли в альбом «CrazyShow» в новых аранжировках. На четвёртом диске этого альбома CD 12 — WebSiteStory были собраны оригинальные версии треков, в тех аранжировках, в которых они публиковались на сайте.

В апреле 2002 года Alphaville начинает турне под названием «Miracle Healing», охватившее Швейцарию, Венгрию, Чехию и Австрию и всю Германию. После нескольких выступлений на летних фестивалях группа концентрирует свои усилия на записи нового альбома «CrazyShow». Альбом являлся первым, в записи которого не принимал участие Бернхард Ллойд. В декабре Мариан Голд отправляется в турне по Германии.

С 14 февраля 2003 года начинается распространение альбома «CrazyShow», состоящего из 4 дисков (озаглавленных также «Dreamscapes 9-12»). Для альбома разработан особый дизайн, включающий двойной бархатный бокс с позолоченным тиснением и индивидуальной нумерацией, а также полноцветный буклет большого формата. Сам альбом можно было заказать через официальный сайт группы и сайт дистрибьютера — лейбл «A Different Drum». Слова к некоторым песням написаны поклонниками группы. Для первых 700 поклонников, оформивших предзаказ альбома ещё в 2002 году, в качестве извинения за задержку релиза (изначально альбом должен был увидеть свет в декабре 2002) к альбому «CrazyShow» добавили сингл «Elegy».

18 марта Бернхард Ллойд официально объявляет о своем выходе из Alphaville. Из первоначального состава остается только Мариан Голд; также с ним работают клавишник Райнер Блосс, участвовавший в записи и создании песен с начала 1990-х, и англичанин Мартин Листер, который написал для «CrazyShow» две песни — «Still Falls The Rain» и «Ways». Презентация новых песен с альбома «CrazyShow» проходит на фестивале «Eurorock» в Бельгии 5 апреля. Вскоре после этого начинается запись оперы «L’invenzione Degli Angeli/The Invention Of Angels», написанной Шульце и Германном Шнайдером. Либретто к опере написано на итальянском. Мариану в опере воплощает роль Посланника.

В апреле-мае 2004 года Мариан Голд вместе с Мартином Листером работают в Лондоне над новыми песнями. 29 августа группа празднует своё 20-летие; празднество проходит в Берлине. Впервые за свою историю группа выступает перед поклонниками вместе со струнным квартетом. Поскольку это выступление имело успех, квартет сопровождает группу во время юбилейного турне, которое началось через несколько недель после вечеринки в Берлине. Группа дала концерты в Венгрии, Чехии, Словакии, Швейцарии, Дании, Швеции и Германии.

После турне Голд, Листер и Блосс начинают вплотную заниматься мюзиклом, в основу которого легла сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Предполагалось, что мюзикл увидит свет в 2006 году, а премьера пройдёт в Вюрцбурге.

В мае 2005 года группа приняла участие в Немецком Евангельском Церковном Конгрессе в Ганновере.

 

Alphaville выступают на Немецком Евангельском Церковном Конгрессе в Ганновере, май 2005.

В январе-сентябре 2005 года группа в Берлине и Лондоне записывает новый альбом; в ноябре выступает в Москве и Санкт-Петербурге на Международном Фестивале Авторадио «Дискотека 80х» перед более чем 17 тыс. поклонников. В декабре в сети на платных музыкальных сайтах появляется альбом «Dreamscapes Revisited». Антология «Dreamscapes» была полностью распродана, но, в конце концов, стала снова доступна поклонникам группы в электронном варианте.

В 2008 году группа работает над новым альбомом и занимается гастрольной деятельностью.

2009 год — год двадцатипятилетия Alphaville и для всех почитателей своего творчества группа собирается устроить в Праге грандиозный концерт в честь знаменательного события. В мае этого же года у Alphaville появляется новый барабанщик, им становится Якоб Кирш (Jakob Kiersch). Мариан Голд совместно с Карел Готтом записывает рождественскую песню «Love Will Find A Way» для нового альбома Готта, который вышел в октябре.

4 декабря 2009 года во дворце «Zofin Palace» в Праге Alphaville отпраздновали своё 25-летие. Хит «Forever Young» исполнил Карел Готт на чешском языке. После представления состоялся небольшой приём, где купившие билеты могли получить автографы и сфотографироваться с участниками коллектива.

22 октября 2010 года выходит новый сингл группы «I Die for You Today». 19 ноября 2010 года Alphaville выпускает новый альбом «Catching Rays On Giant», первый коммерческий альбом за последние 13 лет.

4 марта 2011 года выходит второй и последний сингл с нового альбома «Song For No One».

27 ноября 2012 на официальном сайте группы объявлена дата нового альбома — «Strange Attractor» — 2014 год.

21 мая скончался клавишник и аранжировщик Мартин Листер.

В 2014 году группа выпустила альбом-сборник So 80s! вот что ребята сообщили на официальном сайте

Альбом вышел в продажу со 2 октября как на CD, так и в интернете.

В 2017 году вышел новый альбом Strange Atractor, в него вошли 13 новых треков.

Дискография

  • 1984 Forever Young
  • 1986 Afternoons In Utopia
  • 1989 The Breathtaking Blue
  • 1994 Prostitute
  • 1997 Salvation
  • 1999 Dreamscapes
  • 2000 Stark Naked And Absolutely Live
  • 2001 Forever Pop
  • 2003 CrazyShow
  • 2010 Catching Rays on Giant
  • 2014 So 80s presents Alphaville
  • 2017 Strange Attractor

Состав

  • Мариан Голд (вокал) (1983 — наст. время)
  • Дэвид Гудс (гитара) (2004 — наст. время)
  • Карстен Брокер (клавиши) (2014 — наст. время)
  • Александра Мерль (бас-гитара) (2014 — наст. время)
  • Якоб Кирш (ударные) (2004 — наст. время)

Бывшие участники

  • Бернхард Ллойд (клавишные) (1983—2000)
  • Франк Мертенс (клавишные) (1983—1984)
  • Рики Эколетт (гитара) (1985—1997)
  • Райнер Блосс (клавишные) (1997—2003)
  • Мартин Листер (клавишные) (1998—2014)
  • Майа Ким (гитара) (2011—2016)

 

Scorpions

Scorpions

Scorpions (рус. «Скорпионы») — немецкая англоязычная рок-группа, созданная в 1965 в Ганновере. Для стиля группы характерны как классический хард-рок, так и лирические гитарные баллады.

Scorpions являются самой популярной рок-группой Германии и одной из самых известных в мире, продав более 100 миллионов копий своих альбомов (по состоянию на 29 января 2010). Коллектив занимает 46 место в списке «Величайших артистов хард-рока» по версии VH1.

С 2015 года группа гастролирует с юбилейным туром 50th Anniversary — World Tour 2015/2016.

В 2017 выступают с туром Crazy World Tour.

Первые шаги

Группа Scorpions была основана в 1965 году Рудольфом Шенкером. В 1969 к ней присоединились младший брат основателя Михаэль Шенкер и вокалист Клаус Майне. По утверждению Майне, каждая заработанная ими копейка тратилась на группу; из этих же соображений Шенкер уговаривал его бросить курить. На первые сбережения группа приобрела Mercedes 300SEL и ездила на нём на гастроли, проводя в пути до восьми часов.

Главные немецкие рок-группы начала 70-х — Can, Amon Duul, Kraftwerk — играли в то время экспериментальную музыку. А британский и американский рок Scorpions немецкая пресса поднимала на смех.

На международной хард-рок сцене группа появилась в 1972 году, когда выпустила свой первый альбом под названием Lonesome Crow. Ближе к концу своего тура в 1973 году, где они сопровождали популярных в ФРГ лондонских хард-рокеров UFO, Михаэлю Шенкеру предложили стать гитаристом этой группы, и он согласился. Стать новым гитаристом Scorpions предлагали музыканту Ули Роту, но тот предпочёл остаться в группе Dawn Road, где также играли Франсис Бухгольц (бас), Ахим Киршинг (клавишные) и Юрген Розенталь (ударные). Рудольф Шенкер решил присоединиться к этой группе. Затем в неё пригласили и Клауса Майне. В итоге прежние Scorpions исчезли, а группа Dawn Road взяла себе это, уже известное в Германии, имя. В обновлённом составе группа записала диск Fly to the Rainbow. В 1974 году место Розенталя занял Руди Леннерс.

Рост популярности

 

Рудольф Шенкер, 2014 год

Британская пресса, освещавшая гастроли Scorpions в 1975 году, принимала в штыки немецкую рок-группу, поющую на английском языке:

Английские журналы писали тогда — «Это блицкриг!» — и прочее дерьмо на военную тематику. <..> Конечно, это нас задевало, но мы хотели показать, что мы — новое поколение из Германии, что мы пришли с гитарами, а не с танками. Мы чувствовали, что благодаря нам появляются новые мосты между странами и поколениями. Мы меняли отношение людей — и это было очень важно для нас.

— Рудольф Шенкер, интервью Classic Rock, 2015 год

Последующие альбомы In Trance и Virgin Killer показали, что Scorpions нашли свой уникальный стиль — необычайно мощные риффы, витиеватые гитарные соло и мелодические вокальные линии.

Популярность Scorpions в Европе и Азии росла, группа много гастролировала. Но главной задачей для Scorpions был успех в Америке. В 1977 году Михаэль Шенкер (выступавший тогда с UFO) позвонил брату из Лос-Анджелеса и спросил, почему они до сих пор не выступают в Америке — группа Van Halen, которую он наблюдал в клубе, исполняла «Speedy’s Coming» и «Catch Your Train». Последовал ответ: «Что? Мы тотчас же приедем!»

Альбом Taken by Force — к этому времени Леннерса заменил Герман Раребелл — характерен найденным Scorpions «фирменным знаком» — мощными балладами. Альбом коммерчески оказался весьма успешным, однако Ули Джон Рот (обожавший манеру игры Джими Хендрикса) видел свой собственный творческий путь, отдельный от пути группы. После турне в поддержку Taken by Force (во время которого Scorpions записали концертный альбом Tokyo Tapes, ознаменовавший завершение первой фазы их карьеры) он мирно ушёл из Scorpions и организовал свою группу Electric Sun.

Международный триумф

 

Маттиас Ябс, 2014 год

На место Рота взяли Маттиаса Ябса, но временно он вынужден был группу покинуть — Михаэль Шенкер рассорился с UFO и вернулся в Scorpions. Его гитара звучит в трёх композициях на альбоме Lovedrive, он участвовал и в туре, в котором группа прокатывала этот альбом. Но в 1979 году Михаэль окончательно покинул Scorpions, основав свою группу MSG, и на место соло-гитариста Scorpions окончательно вернулся Ябc. Альбом Lovedrive стал настоящим прорывом для группы, именно с его выходом к Scorpions пришёл международный успех, включая Америку.

В 1980 году группа записывает свой 7-й по счёту альбом — Animal Magnetism. Альбом получился очень «живым» — в лучших традициях хард-рока того времени. По сей день альбом является одной из «визиток» Scorpions. В период с 1980 по 1981 группа много гастролировала. У Клауса Майне начинаются серьёзные проблемы с горлом, и он переносит операцию на голосовых связках. Новый альбом Blackout попал в Top 10 журнала Billboard, как и следующий альбом Love at First Sting — именно в этот альбом и вошла известная баллада «Still Loving You».

По словам Майне, гастроли по Америке в 80-х были «одной непрекращающейся вечеринкой», однако при этом ни у кого из участников группы не было проблем с употреблением наркотиков. На US Festival в Калифорнии в 1983 году хэдлайнер фестиваля Van Halen, перед выступлением которых должны были выступать Scorpions, запретили использовать на сцене какие-либо спецэффекты; Scorpions нашла чем ответить, наняв 5 истребителей, которые летали над аудиторией и долиной Сан-Бернардино. В 1984 году Scorpions трижды собирали аншлаг в Мэдисон-Сквер-Гарден. Концертный альбом World Wide Live 1985 года демонстрирует всё лучшее, чего достигла группа в течение второй фазы своей карьеры. Качественно записанный и спродюсированный, он в течение четырёх месяцев занимал 14 место в американских чартах.

Перед выпуском Savage Amusement в 1988 году — их первого студийного альбома за четыре года — группа взяла заслуженный отпуск. Альбом имел огромный успех, достиг пятой позиции в США и первых в европейских чартах.

В 1989 году группа перешла на сотрудничество с Phonogram Records и тем завершила 15-летнюю работу с продюсером Дитером Дирксом.

После этого вышел их самый успешный на сегодняшний день альбом Crazy World, а песня из него «Wind of Change», посвящённая перестройке в СССР, занимала первые места в хит-парадах всего мира и стала первой песней Scorpions с более чем миллионом продаж. Альбом продюсировал Кит Олсен, в связи с чем Scorpions обрели новый звук, при этом не изменив своим творческим ориентирам и основам. Вскоре после релиза «Wind of Change» рухнула Берлинская стена, а группа выступила на Потсдамской площади с Роджером Уотерсом и другими музыкантами в шоу The Wall Live in Berlin.

 

Джеймс Коттак, 2013 год

В 1992 году Бухгольц ушёл из группы, постоянным бас-гитаристом стал Ральф Рикерманн. В 1993 году выходит альбом Face the Heat. В 1994 группа выпустила сингл «White Dove», основой для которого послужила песня 1969 года «Gyöngyhajú lány» («Девушка с жемчужными волосами») венгерской рок-группы Omega.

В 1996 году Scorpions записали альбом Pure Instinct. После выхода альбома группу покидает Герман Раребелл, его место занимает Джеймс Коттак. Летом 1997 года группа подготовила двойной CD-сборник своих лучших песен, однако, когда дело дошло до печати тиража, выяснилось, что дистрибьюторские сети США отказываются заниматься альбомом. В результате было принято компромиссное решение: часть тиража отправилась в Нидерланды и Швецию, которые не имели ничего против провокационного изображения на обложке, а американская версия вышла в серой картонной коробке.

Поздние Scorpions

К концу 90-х Scorpions чувствовали себя истощенными. В 1999 году выходит экспериментальный альбом Eye II Eye (продюсер — Петер Вольф): «После всех этих лет альтернативной музыки мы не знали, остались ли у нас ещё фанаты. Когда мы выпустили Eye II Eye, мы совсем потеряли направление. Мы были близки к развалу». Eye II Eye доказал группе, что они должны делать то, что у них получается лучше всего. Так как Европа и Америка не проявили к Scorpions интереса, они отправились в Азию. И это был верный ход — в одном только Таиланде альбом завоевал 20-кратно платиновый статус. Также был оглушительный успех в Корее, Малайзии. В ходе мирового турне в поддержку альбома Scorpions по приглашению Майкла Джексона приняли участие в благотворительном концерте «Майкл Джексон и друзья» («Michael Jackson and Friends») в Мюнхене, исполнив «Send Me an Angel».

Следуя своему девизу «Don’t Stop at the Top!» («Не останавливайся на достигнутом!»), Scorpions встретили новое тысячелетие совместным проектом с Берлинским филармоническим оркестром под руководством продюсера, композитора, дирижёра и аранжировщика австрийца Кристиана Колоновитца. Совместный альбом, Moment of Glory, был выпущен 29 августа 2000 года.

В феврале 2001 года Scorpions дали несколько акустических концертов в Лиссабоне. По их итогам был записан концертный альбом Acoustica, который включает в себя акустические варианты старых хитов, а также 3 новых песни. В записи проекта опять принимал участие Кристиан Колоновиц — он работал над аранжировками, а также записал партии клавишных. Не прекращая студийной работы, весной этого же года Scorpions дали концерты в России и странах СНГ в рамках тура Moment of Glory. В июне Scorpions продолжили «освоение» стран Восточной Европы, впервые выступив в столице Албании Тиране. А сразу же после выхода альбома Acoustica группа отправилась в мировое турне в поддержку альбома.

2002 год не был отмечен студийными проектами, зато был чрезвычайно богат «живыми» выступлениями.

 

Scorpions. 2005 год

В 2004 году новым бас-гитаристом группы становится Павел Мончивода, с участием которого вышел альбом Unbreakable, в очередной раз подтвердивший высокий профессионализм его создателей.

В 2005 году Scorpions приняли участие в праздновании тысячелетия Казани.

В 2006 году группа выступила на фестивале Wacken Open Air в честь своего 41-летия; в концерте также приняли участие бывшие участники группы Ули Джон Рот, Михаэль Шенкер и Герман Раребелл. В июне 2006 года группа закрывала open air «Stop контрафакт», проводившийся в Санкт-Петербурге и приуроченный к проходившему тогда саммиту «Большой Восьмёрки». В выступление вошли композиции с альбома Unbreakable и классические баллады Scorpions.

14 мая 2007 года в Европе (28 августа в США и Канаде) вышел концептуальный альбом Humanity: Hour I. В качестве сопродюсера, а также соавтора песен выступил Дезмонд Чайлд; кроме него, в альбоме поучаствовали Билли Корган и Джон 5. В том же году Scorpions отыграли специальный концерт в Манаусе, Бразилия; проходивший при поддержке Greenpeace и являвший собой акцию против вырубки природных лесов Амазонки. Концерт прошёл при полном аншлаге; фрагменты с него вошли в DVD Amazonia — Live In The Jungle.

Продолжение карьеры

 

Минск, 2010 год

12 марта 2010 года вышел сингл «The Good Die Young» записанный совместно с финской оперной и метал-певицей Тарьей Турунен, а 19 марта состоялся релиз альбома Sting In The Tail. В 2010 и 2011 годах группа дважды проезжала с концертами по всей России.

4 ноября 2011 года (анонсирован 3 октября 2011 года) вышел альбом Comeblack. Альбом состоит наполовину из перезаписанных хитов и наполовину из кавер-версий песен, которые были популярны в 1960—1970 годах.

По сообщениям участников группы, в 2012 году анонсирован ещё один тур по России, который Scorpions решили провести после получения множества писем от слушателей. В июне 2012 года Маттиас Ябс в ходе интервью для Arizona Republic.com заявил, что Scorpions не собираются окончательно завершать карьеру. Они лишь прекратят активную гастрольную деятельность и сосредоточатся на доработке и выпуске ранее не издававшихся демозаписей 80-х и 90-х годов.

По словам Клауса Майне, после выхода альбома Sting In The Tail группа действительно решила, что это подходящий момент для ухода. Но записывая новый альбом, музыканты почувствовали, что у них полно творческого запала.

Прощальный тур нас хорошо подстегнул. Мы записали новый материал. И мы были так удивлены, узнав, как много у нас молодых фанатов. И никто из них не хочет, чтобы мы уходили.

— Рудольф Шенкер, интервью Classic Rock

11, 12 и 14 сентября 2013 года Scorpions представили новый проект в рамках «MTV Unplugged», который был записан в Греции, в Афинах, в Lycabettus theatre. Были представлены песни, редко играемые на концертах и никогда ранее не звучавшие вживую, а также несколько новых песен в акустической обработке. 29 ноября 2013 года вышел новый концертный альбом MTV Unplugged — Live In Athens в форматах CD, DVD и Blu-Ray.

В 2015 году Scorpions празднуют 50-летие. 20 февраля вышел восемнадцатый студийный альбом Return to Forever. В 2015—2016 годах группа активно гастролирует по странам Европы с туром 50th Anniversary и посетила несколько городов России. 24 ноября 2015 года группа отыграла концерт в Париже, всего через 10 дней после террористических актов.

В 2016 из группы ушёл Джеймс Коттак. Его место занял Микки Ди из Motörhead.

Составы

 

Майне, Шенкер, Ябс, Раребелл, Бухгольц (1978-1992)

Текущий состав

  • Клаус Майне — вокал, тамбурин, гитара (1969—наши дни)
  • Рудольф Шенкер — гитара, бэк-вокал (1965—наши дни)
  • Маттиас Ябс — гитара, бэк-вокал (1978—наши дни)
  • Павел Мончивода — бас-гитара, бэк-вокал (2004—наши дни)
  • Микки Ди — ударные, бэк-вокал (2016—наши дни)

Бывшие участники

  • Вернер Хойер — вокал (1967—1968)
  • Херби Спамфриттер — вокал (1968)
  • Бернд Хегнер — вокал (1968—1969)
  • Лотар Хаймберг — бас-гитара, бэк-вокал (1965—1972)
  • Вольфганг Дзиони — ударные (1965—1973)
  • Джо Уаймен — ударные (1972—1973)
  • Вернер Лор — ударные (1973)
  • Карл-Хейц Вольмер — гитара, бэк-вокал (1965—1970)
  • Михаэль Шенкер — гитара, бэк-вокал (1970—1973, 1978—1979)
  • Франсис Бухгольц — бас-гитара, бэк-вокал (1973—1992)
  • Ульрих Рот — гитара, бэк-вокал (1973—1978)
  • Юрген Розенталь — ударные (1973—1974)
  • Ахим Киршинг — клавишные (1973—1974)
  • Руди Леннерс — ударные (1975—1977)
  • Герман Раребелл — ударные (1977—1995)
  • Ральф Рикерманн — бас-гитара, бэк-вокал (1993—2000, 2000—2003)
  • Курт Кресс — ударные (1995—1996)
  • Джеймс Коттак — ударные, бэк-вокал (1996—2016)

 

 

Дискография

Студийные альбомы

  • Lonesome Crow (1972)
  • Fly to the Rainbow (1974)
  • In Trance (1975)
  • Virgin Killer (1976)
  • Taken by Force (1977)
  • Lovedrive (1979)
  • Animal Magnetism (1980)
  • Blackout (1982)
  • Love at First Sting (1984)
  • Savage Amusement (1988)
  • Crazy World (1990)
  • Face the Heat (1993)
  • Pure Instinct (1996)
  • Eye II Eye (1999)
  • Unbreakable (2004)
  • Humanity: Hour I (2007)
  • Sting In The Tail (2010)
  • Return To Forever (2015)

Концертные альбомы

  • Tokyo Tapes (1978)
  • World Wide Live (1985)
  • Live Bites (1995)
  • Acoustica (2001)
  • Get Your Sting and Blackout (2011)
  • MTV Unplugged — Live In Athens (2013)

Трибьют-группы

 

Скульптура Scorpions, Wacken Open Air 2014

  • Scopyons — британская Scorpions-трибьют-группа. Названием коллектива его участники указывают на то, что он является копией Scorpions — «sCOPYons».
  • Blackout — немецкая Scorpions-трибьют-группа. Названием коллектива служит название альбома самой группы Scorpions 1982 года «Blackout».
  • In Trance — канадская Scorpions-трибьют-группа (г. Квебек). Названием коллектива стал заголовок альбома Scorpions 1975 года «In Trance».
  • Virgin Killers — итальянская женская Scorpions-трибьют-группа. Названием коллектива служит немного изменённое название альбома оригинальных Scorpions 1976 года «Virgin Killer».
  • Stingers — испанская Scorpions-трибьют-группа. На концерте в городе Гронау (Германия) со Stingers играл сам Рудольф Шенкер, основатель и ритм-гитарист Scorpions.
  • Fatal Sting — американская Scorpions-трибьют-группа. Названием коллектива участники указывают на связь с туром Скорпионс «Final Sting».
  • Savage Amusement — американская Scorpions-трибьют-группа. Названием коллектива стало название альбома оригинальных Scorpions 1988 года «Savage Amusement».
  • Scorpions Tribute Band (Hungary) — венгерская Scorpions-трибьют-группа.
  • Lovedrive — российская Scorpions-трибьют-группа.
  • The Big City — российская Scorpions-трибьют-группа.

Литература

А К

Агата Кристи

«Ага́та Кри́сти» — советская и российская рок-группа, одна из наиболее популярных в стране в середине и во второй половине 1990-х годов. Основана в 1985 году в Свердловске Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем под названием ВИА «РТФ УПИ», официально же история группы отсчитывается с концерта 20 февраля 1988 года. Во время записи альбома «Второй фронт» в начале того же года к группе примкнул младший брат Вадима Глеб. Впоследствии состав группы неоднократно менялся, но её лидерами и вокалистами неизменно оставались братья Самойловы. Они же, вместе с Александром Козловым, являются авторами всех песен «Агаты Кристи».

Творчество группы неоднородно и пересекается со многими направлениями рок-музыки — готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок, арт-рок, глэм-рок и другие.

К наиболее известным песням группы можно отнести такие композиции, как «Viva Kalman!», «Как на войне», «Истерика», «Опиум для никого», «Сказочная тайга», «Чёрная луна», «Моряк», «Ковёр-вертолёт» и «Секрет».

На счету у группы десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог», а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие».

После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов, совместно с клавишником Константином Бекревым и ударником Дмитрием Хакимовым, игравшими в «Агате» с 2008 года, создал группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx» (впоследствии просто The Matrixx).

Прославившее группу название появилось в 1987 году. Поскольку никаких оригинальных названий никто из участников группы придумать не мог, Вадим Самойлов предложил назвать её в честь Жака-Ива Кусто, чьим поклонником он тогда был, однако его идею не поддержали. Когда зашла речь о том, чтобы использовать имя другого известного человека, Александр Козлов предложил английскую писательницу Агату Кристи, несмотря на то, что никогда не любил её детективные романы. Одним из мотивов такого названия, возможно, было то, что её инициалы — А. К. — совпадали с его собственными.

Предыстория (1985—1988)

История «Агаты Кристи» началась в 1985 году, когда на базе радиотехнического факультета (РТФ) Уральского политехнического института (УПИ) в Свердловске студентами Вадимом Самойловым, Александром Кузнецовым, Игорем Карпенко и Петром Маем был основан музыкальный коллектив под названием ВИА «РТФ УПИ». Мая и Самойлова связывала не только тесная дружба, а ещё то, что оба учились в одной школе города Асбеста и вместе выступали в школьном ансамбле. Именно в таком составе коллектив записал магнитоальбом «Если» (1985), после чего произошла смена состава — Карпенко сменил школьный друг Мая и Самойлова Александр Козлов.

Второй альбом «Голос» (1986) группа записывает уже без Мая — на записи его заменила драм-машина, также в состав влился второй вокалист Александр Иванов. Немного позже Мая сменяет Альберт Потапкин из «Флага».

14 декабря 1986 года ВИА «РТФ УПИ» дебютирует на сцене рок-клуба в рамках творческой мастерской. Невзирая на плохой звук, коллектив был принят в рок-клубовскую структуру, а лидер и барабанщик проекта «Степ» Евгений Димов убедил, что второй вокалист не требуется.

В 1987 году группа записывает третий альбом «Свет», который вышел в народ уже под шапкой «Агаты Кристи». В его записи принимает участие саксофонист Алексей Могилевский. Коллектив также участвовал в КВН, выступая с музыкальными номерами в составе команды УПИ «Уральские Дворники» (финалист высшей лиги).

Начало творчества (1988—1992)

Второй фронт

 

Первый состав группы (1987-88 год)
Александр Козлов, Вадим Самойлов, Пётр Май, Глеб Самойлов

14 апреля 1987 года состоялся первый концерт группы под новым названием «Агата Кристи», проходивший в рамках конкурса студенческой самодеятельности в Горном институте. Звукорежиссёром группы выступил клавишник «Флага» Лев Шутылев. После этого концерта Кузнецов сменяет место бас-гитариста на место за звукорежиссёрским пультом.

Официальным днём рождения группы считается день их первого концерта в обновлённом составе, который состоялся 20 февраля 1988 года в зале № 2 Уральского политехнического института. На бас-гитаре вместо Кузнецова играл младший брат Вадима Самойлова Глеб, ставший к тому моменту полноправным участником группы. Перед аудиторией примерно в двести человек была представлена программа под названием «Второй фронт» и некоторые более новые песни.

Альбом «Второй фронт», записанный в декабре 1987 — январе 1988 года в одной из аудиторий РТФ УПИ и выпущенный на самиздатовском магнитоальбоме в 1988 году, с тех пор считается первым официальным альбомом группы, хотя сами музыканты считают его пробным, «нулевым». Официально он был издан лишь в 1997 году, после ремастеринга А. Кузнецовым.

Коварство и любовь

 

«Агата Кристи» в 1989 году
Лев Шутылев, Вадим Самойлов, Александр Козлов, Альберт Потапкин, Глеб Самойлов

После записи второго альбома «Коварство и любовь» группа получила определённую известность и успешно выступила на нескольких рок-фестивалях, в частности, на III фестивале Свердловского рок-клуба, где музыканты познакомились с Андреем Макаревичем и Вячеславом Бутусовым. Состав «Агаты» в эти годы несколько раз менялся: на место Петра Мая пришёл Альберт Потапкин, а вторым клавишником стал Лев Шутылев из «Флага». Группа перезаписала альбом «Коварство и любовь», изменив список композиций, и с ним выступала в Москве на фестивалях «СыРок», «Интершанс» и «Ступень к Парнасу». Фрагменты выступлений «Агаты Кристи» начали показывать по центральному телевидению в программе «Взгляд». Благодаря этим эфирам музыканты познакомились с режиссёром Андреем Разбашем, который снял для них клип на песню «Viva Kalman!».

В 1989 году группа представляла советский рок на Фестивале искусств в Глазго (Шотландия), а в 1991 году — получила гран-при и денежный приз в размере десяти тысяч франков на фестивале молодых европейских групп «Open du Rock» во Франции в Бургундии.

Декаданс

Следующий альбом — «Декаданс» был записан в 1990 году и издан в 1991-м. Концертная премьера нового альбома состоялась в 1991 году в Екатеринбурге. К моменту его записи Потапкина сменил Андрей Котов, ставший бессменным ударником группы почти до самого её распада. С его приходом сформировался состав группы, остававшийся неизменным на протяжении более чем 10 лет: В. Самойлов (вокал, гитары) — Г. Самойлов (вокал, бас, гитары) — Козлов (клавишные) — Котов (ударные).

В 1991 и 1994 годах «Агата» участвовала в благотворительных концертах «ВИD — АнтиСПИД» в СК «Олимпийский» вместе группами «Машина времени», «Бригада С», «Чайф», «Крематорий» и «Моральный кодекс».

В целом альбом «Декаданс» прошёл практически незамеченным и был оценён только на новом витке популярности коллектива. Финансовые проблемы, творческий кризис и общее падение интереса к рок-музыке поставили существование группы под угрозу. Перед Козловым встал выбор между карьерой врача-кардиолога и участием в группе. Он предпочёл второе, тайком от родителей прекратив учёбу в мединституте.

Пик коммерческого успеха (1993—1995)

Позорная звезда

В 1993 году группа выпускает «очень энергичный, довольно воинственный по духу и равнодушный по интонациям» альбом «Позорная звезда» — один из первых в истории российской рок-музыки, выпущенный на компакт-дисках. Запись первоначального варианта альбома была произведена ещё в 1992 году, и в том же году, 18 декабря, музыканты группы снялись в одноимённом видеофильме, в котором исполнили практически все песни из своего нового альбома. Композицией «Я буду там» с тех пор завершалась большая часть концертов «Агаты», а песня «Как на войне» стала визитной карточкой группы и одним из главных её хитов. Интересно, что Глеб долго не делился ею с группой, приберегая её для своего сольного творчества, и принёс её в студию только, когда понял, что готовящийся альбом требует от музыкантов полного вложения сил. После первого же прослушивания Александр Козлов определил песню как главный потенциальный хит альбома.

Вначале альбом был замечен в Санкт-Петербурге, после чего быстро разошёлся огромными тиражами по всей стране. Так как официально на компакт-дисках этот альбом к тому времени ещё не был выпущен (не считая того небольшого тиража, изданного в 1993-м году, с белой обложкой конверта — эти диски удалось приобрести лишь немногим счастливчикам), то распространялся он исключительно на компакт-кассетах, по большей части «пиратских». Клипы на песни «Новый год» и «Как на войне» попали в ротацию на телевидение и радио, группа с успехом гастролировала по всей стране, параллельно снимаясь в музыкальных телепередачах. Композиция «Как на войне» заняла первое место в журналистском опросе, проведённом агентством «Интермедия» в 1995 году. Началось сотрудничество «Агаты Кристи» с продюсерским центром «Rise Music», принадлежавшим Владимиру Месхи, а спонсорство концертов взяла на себя фирма «Росремстрой» (с заместителем генерального директора которой Вадим вместе учился), благодаря которой был снят клип на песню «Нисхождение» и концерт-презентация следующего альбома «Опиум» в ГЦКЗ «Россия» в Москве (12 февраля 1995 года) и в ДС «Юбилейный» в Санкт-Петербурге. К концу 1994 года группа окончательно перебралась в Москву.

Альбом получил признание и у свердловских рок-музыкантов: вскоре Вадим Самойлов получил предложения участвовать в качестве музыканта, звукового продюсера и аранжировщика в записи альбомов «Титаник» («Наутилус Помпилиус») и «Невеста» («Настя»). Лидер «Наутилуса» Вячеслав Бутусов также настойчиво рекомендовал «Позорную звезду» многим своим коллегам-музыкантам.

Опиум

(аудио)
отрывок песни «Опиум для никого»
 
МЕНЮ
 
0:00

По итогам 1995 года журналом «Fuzz» клип на песню «Опиум для никого» признан лучшим клипом года, а сама песня лучшей песней года.

Помощь по воспроизведению

Следующий альбом — «Опиум», выпущенный в 1995 году, принёс группе оглушительную славу, к которой сами музыканты, как они впоследствии признавались, не были морально готовы. Такие песни как «Чёрная луна», «Вечная любовь», «ХалиГалиКришна» и, в особенности, «Сказочная тайга» и «Опиум для никого» стали хитами и исполнялись на подавляющем большинстве концертов.

Первоначальный вариант «Сказочной тайги», написанный Козловым, был выдержан в ритме и стилистике популярной в то время группы Ace Of Base. Глеб Самойлов заметил, что мелодия сильно напоминает композицию «Звенит январская вьюга» из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», после чего было решено переписать её в стилистике 80-х годов, явно подчеркнув это сходство. Написанный Глебом Самойловым текст, в свою очередь, содержал отсылки к старым песням прошлых лет, что, по его словам, придало песне «ностальгически-прикольное» звучание. На «Сказочную тайгу» был также снят ностальгический клип с участием актёров из фильма и посвящённый памяти режиссёра Леонида Гайдая, который скончался за год до выхода «Опиума».

По итогам 1995 года группа возглавила основные российские хит-парады, а большинство влиятельных российских музыкальных изданий назвало её «группой года». В то же время «Опиум» был отрицательно воспринят некоторой частью поклонников, знакомых с «Агатой» со времён «Коварства и любви» и «Декаданса», которые обвиняли музыкантов в коммерциализации.

Прохождение пика популярности (1996—2001)

Ураган

(аудио)
отрывок песни «Моряк»
 
МЕНЮ
 
0:00

В 1997 году за песню «Моряк» группа получила премию «Золотой граммофон».

Помощь по воспроизведению

Записав в 1996 году альбом ремиксов на уже известные хиты под названием «Heroin 0 Remixed», группа выпустила мрачный и депрессивный альбом «Ураган», который был уже не столь успешен коммерчески, но получил признание среди коллег-музыкантов. Зимой 1996 года был снят клип на песню «Два корабля» в московском дельфинарии: декорациями был обставлен бассейн, а посреди него стояла платформа, где находились музыканты. Премьера этого видеоклипа, ставшая одним из самых долгожданных событий в российском шоу-бизнесе, была одновременной на радио («Европа Плюс») и телевидении (ОРТ). Позже был снят видеоклип на песню «Моряк» по сценарию Ренаты Литвиновой, запрещённый к показу на «ОРТ» как «негативно влияющий на психику и не соответствующий имиджу общественного канала». В то же время, по всем остальным российским телеканалам (включая и центральные), этот видеоклип транслировался в обычном режиме, а запрет к показу на ОРТ лишь способствовал его популярности в народе.

В феврале 1998 года группа отыгрывает юбилейный концерт в СК «Олимпийский», записанный командой Программы «А» и Сергеем Антиповым, и несколько раз поёт на бис. Выпускается концертный диск «10 лет жизни». В том же году, в Монте-Карло, группа становится лауреатом премии «World Music Awards» в номинации «Успешно продаваемая зарубежная группа». Также она становится и остаётся единственной российской (советской) рок-группой, четырежды награждённой национальной музыкальной премией «Овация».

Чудеса

Летом 1998 года группа приступила к работе над новым альбомом «Чудеса», не менее мрачным, чем предыдущий, и с большой долей электроники. Выход альбома перенесли с сентября на декабрь в связи с августовским дефолтом 1998 года. После его выхода группа на некоторое время исчезла из поля зрения широкой публики. Режиссёр Виктор Конисевич, уже сотрудничавший с группой, снял клип на песню «Ковёр-вертолёт», которая к моменту выпуска пластинки уже была очень популярна благодаря частым ротациям на крупнейших российских радиостанциях. Другой клип, «Дорога паука», в течение месяца держал первую позицию в «Русской десятке MTV», но в то же время не был допущен к эфиру на «ОРТ» «из-за депрессивного характера песни».

Весной 1999 года состоялся большой тур по Сибири с группами «Алиса» и «Бекхан». Осенью «Агата Кристи» отправилась в большой концертный тур в поддержку молодёжной акции «Да!» вместе с группами «Браво» и «Ляпис Трубецкой», во время которого, прямо в поезде, начала работу над новыми песнями для альбома «Майн Кайф?».

Майн Кайф?

(аудио)
отрывок песни «Пуля»
 
МЕНЮ
 
0:00

Песня «Пуля» была написана специально для фильма «Сёстры». Также на неё был снят видеоклип, содержащий кадры из фильма.

Помощь по воспроизведению

В июле 2000 года вышел в свет альбом с провокационным названием «Майн Кайф?» — наиболее концептуальный альбом группы, в котором каждая композиция является частью общего сюжета альбома. Тематически альбом близок к сольному альбому Глеба Самойлова «Маленький фриц», записанному в 1990 году и выпущенному на CD в 1995 году. В апреле был снят клип на песню «Секрет», премьера которого состоялась на канале «MTV». Также эта песня вошла в саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Брат 2».

Начало нового тысячелетия ознаменовалось окончанием сотрудничества с «Rise Music», после чего продюсером группы стал Вадим Самойлов. Группой были также созданы три макси-сингла, расширяющих основной материал альбома, в которые вошли неизданные песни «Никогда» и «Пуля». Для второго макси-сингла силами братьев Самойловых снимается низкобюджетный клип на песню «Выпить море». В 2001 году группа принимала участие в создании оригинального саундтрека к фильму Сергея Бодрова-младшего «Сёстры», специально для которого была написана песня «Пуля».

Смерть Александра Козлова

1 марта 2001 года от атеросклероза скончался автор музыки, клавишник и один из основателей группы — Александр Козлов. Свой последний концерт он отыграл в феврале в Петербургском ДС «Юбилейный». Вспоминает Глеб Самойлов:

После концерта мы спускались со сцены, было темно, и Сашка с неимоверной высоты упал с лестницы вниз. Я страшно перепугался, что он переломал себе все на свете, поднял его и спрашиваю: «Как ты?!» Он толком не отвечает. Тогда я стал проводить тесты на сотрясение мозга, перелом позвоночника и т. д. Саша очухался и говорит: «Все в порядке! Ты чего так перепугался?» — «Да ты с такой высоты упал — я думал, ты умер!» Умер Саша не тогда… Он всегда разрешал наши конфликты с Вадимом.

В память об Александре Козлове группой был подготовлен трибьют-альбом, где его песни прозвучали в исполнении таких известных рок-групп, как «Би-2», «Настя», «Смысловые галлюцинации», «Апрельский марш» и др., однако официальный выпуск альбома так и не состоялся.

Первоначально братья Самойловы заявили о том, что не будут искать замены Александру Козлову, и долгое время все его клавишные партии, в том числе и на концертах, исполнялись секвенсором. Лишь незадолго до прощального тура «Эпилог» в группу был всё же принят новый клавишник Константин Бекрев.

Творческий кризис и альбом Триллер. Часть 1 (2001—2008)

В преддверии 15-летнего юбилея группа гастролировала мало и практически не работала над новыми песнями. Братья Самойловы принимали участие в совместных проектах с другими музыкантами. Так, Вадим занялся продюсированием групп «Чичерина» и «Смысловые галлюцинации» и снялся у последних в клипе на песню «Охотники». Кроме того, он принял участие в записи альбома группы «Пикник» «Тень вампира» и клипа на песню «Не кончается пытка».

В 2003 году группа выпустила два сборника «Избранное» и «Скаzки»: в последний вошли некоторые песни из готовящегося к выходу нового альбома. В феврале 2003 года музыканты отыгрывают юбилейный концерт в «Лужниках», снятый Сергеем Антиповым.

Осенью 2004 года собственными силами группа выпустила альбом под названием «Триллер. Часть 1». Альбом собрал положительные отзывы в прессе, а две песни из него — «Триллер» и «В интересах революции» — заняли лидирующие позиции в чартах «Нашего радио». Сначала братья Самойловы объяснили разделение альбома на части тем, что к выходу альбома было написано 22 песни и от двойного диска впечатление у слушателя осталось бы смазанным. Но в одном из последующих интервью выяснилось, что второй части не будет.

В сентябре музыканты приняли участие в благотворительном музыкальном марафоне «SOSтрадание» по сбору средств в помощь семьям, пострадавшим во время теракта в Беслане, исполнив песни «Чудеса» и «Корвет уходит в небеса».

Группа участвовала в программе «Первая ночь с Олегом Меньшиковым» на «НТВ» в дуэте с актрисой Ириной Апексимовой с песней «Бэсса мэ…» из альбома «Коварство и любовь», а также в «Неголубом огоньке» на «РЕН ТВ» с собственной версией песни Игоря Николаева из репертуара певицы Наташи Королёвой «Маленькая страна». Песня исполнялась группой на нескольких концертах, но впоследствии была исключена из репертуара из-за проблем с авторскими правами.

После выхода альбома «Триллер. Часть 1» музыканты отходят от активной совместной работы — Вадим запускает проект «Рокгерой», призванный помочь начинающим музыкантам, а Глеб все чаще проводит сольные творческие вечера. В 2006 году Вадим Самойлов написал для фильма Алексея Балабанова «Мне не больно» песню «Позови меня, небо», вошедшую в сольный проект «Полуострова 2». В 2007 году вышел совместный с группой «Би-2» видеоклип на песню «Всё, как он сказал», а с 24 декабря на «Нашем радио» стартовал радиосингл «Подвиг» из будущего альбома.

 

Бывший участник группы — Андрей Котов.
Концерт, посвящённый 20-летию группы в ДК Ленсовета.

В день рождения группы, который состоялся 20 февраля 2008 года, прошла презентация коллекционного переиздания альбомов. Обложки для всех альбомов были выполнены в новом оригинальном авторском дизайне, непохожем на предыдущие оформления, но в котором, согласно официальному сайту группы, «знатоки музыки „Агаты Кристи“ смогли найти некие параллели и преемственность от предыдущих изданий». Оформление большей части обложек выполнила «Дизайн-Студия Артемия Лебедева». Во многие пластинки вошли аудио и видео бонус-треки, ранее никогда не издававшиеся. Иным стало и звучание альбомов, так как на все старые фонограммы был сделан современный цифровой ремастеринг.

20 и 21 февраля 2008 года группа отыграла юбилейные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, а 4 июля выступила на рок-фестивале «Нашествие», где Вадим представил публике участников своего проекта «Рокгерой».

«Эпилог» и распад группы (2008—2010)

В октябре группу покинул ударник Андрей Котов, и в коллектив пришли новые музыканты — ударник Дмитрий «Snake» Хакимов («НАИВ») и клавишник-басист Константин Бекрев («Мир Огня»). Расставание с Котовым братья Самойловы объяснили тем, что при записи нового материала им захотелось поработать с «живым» барабанщиком, в то время как Андрей Котов играл с ними только на концертах и не принимал участия в создании музыки. В новых музыкантах их привлекли «личная харизма, вкус и желание работать вместе». 8 ноября в московском клубе «Б1 Maximum» группа в новом составе представила программу из 12 новых песен.

2 февраля 2009 года на официальном сайте коллектива появилась новость о том, что творчество «Агаты» вступает в стадию завершения. Группа объявила о планах отправиться в гастрольный тур под названием «Эпилог», а также записать и выпустить одноимённый альбом.

По словам братьев Самойловых, «Эпилог „Агаты Кристи“ — это не пафосное прощание. Это просто констатация того факта, что мы заканчиваем длительный и важный период нашей совместной музыкальной и человеческой жизни. „Агата Кристи“ в том виде, в котором она всем известна, исчерпала себя, и мы хотим попрощаться с ней с чувством взаимного удовлетворения».

Братья Самойловы объяснили распад группы тем, что они стали разными людьми, с разными жизненными ценностями и музыкальными вкусами, и им всё сложнее находить то общее, что могло бы существовать в рамках «Агаты» и устраивать их обоих. Они также отметили невозможность полноценно заниматься сольным творчеством до тех пор, пока существует «Агата». В прессе нередко делается акцент на расхождениях в политических взглядах: Вадим известен дружбой с Владиславом Сурковым и впоследствии был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, в то время как Глеб поддерживает радикальную оппозицию.

Концерты в рамках тура «Эпилог» продолжались с апреля по декабрь 2009 года в 44 городах России, Белоруссии, Латвии и Германии. Кульминацией тура стали большие концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Окончательная точка была поставлена концертом 10 июля 2010 года на «Нашествии», а девять дней спустя в продажу поступили прощальный альбом «Эпилог» и DVD с фильмом о группе. Последний концерт на ударных отыграл Роман Баранюк («Мир огня»).

После «Агаты»

На вопрос о возможности возрождения «Агаты» братья ответили по-разному:

Кто хочет, пускай надеется, но вряд ли. Жизненные пути уже очень сильно расходятся.

— Глеб

Я не зарекаюсь. Вполне возможно, каждый пройдёт этот отрезок индивидуального пути для того, чтобы потом с новыми силами собраться. И «Агатой» ли «Кристи», не «Агатой» ли «Кристи» что-то сделать. […] Всё может быть, и если это произойдёт, то произойдёт не сейчас, не сразу, и каждый из нас должен прожить свою фазу жизни, чтобы потом, встретившись, понять: мы вообще резонируем друг с другом или нет? Потому что мы не резонируем сейчас.

— Вадим

В марте 2010 года Глеб Самойлов возглавил группу The Matrixx, в которую также перешли Дмитрий Хакимов и Константин Бекрев. Вадим возобновил музыкальную деятельность только в 2013 году, когда выступил с новой программой на праздновании Дня Города в Екатеринбурге.

Первые несколько лет после распада «Агаты», по обоюдной договорённости, её песни братьями по отдельности не исполнялись. Исключение было сделано для песни «Порвали мечту» из альбома Триллер, особенно дорогой для Глеба. Она вошла в репертуар группы «The Matrixx». На сольных вечерах Глебом также исполнялись некоторые песни с альбомов «Агаты Кристи», которые не входили в концертный репертуар группы: «Они летят», «Ползёт» и др.

В феврале 2015 года братья Самойловы впервые выступили с двумя «ностальгическими» концертами в Санкт-Петербурге и Москве. После этого прежние ограничения на исполнение песен «Агаты» были сняты: некоторые из них вошли в репертуар группы «The Matrixx», а Вадим Самойлов отправился в гастрольный тур с программой «„Агата Кристи“. Все хиты». Однако в мае 2015 года Глеб Самойлов выступил с заявлением о том, что не предполагал того, что Вадимом будут исполняться песни, написанные или ранее исполнявшиеся им, и обвинил брата в присвоении им гонорара за «ностальгические» концерты. Позже на официальном сайте «The Matrixx» появилось сообщение о том, что конфликт между братьями улажен, однако год спустя Глеб подал на Вадима в суд, обвинив брата в нарушении авторских прав и требуя запретить ему исполнять написанные Глебом. Дело рассматривалось в Савёловском суде Москвы 21 сентября 2016 года, в результате иск был отклонён в полном объёме — суд согласился с мнением адвокатов ответчика, заявивших, что Вадим обладает смежными правами на исполняемые им песни «Агаты Кристи».

Совместные проекты

«Квартет И» — «Быстрее, чем кролики»

Музыканты «Агаты Кристи» приняли участие в создании музыки к спектаклю московского комик-театра «Квартет И» «Быстрее, чем кролики» в 2005 году. Специально для спектакля была записана новая версия песни «Целовались и плакали» с сольного альбома Глеба Самойлова «Свистопляска» и создана песня «Весёлый мир». На «Весёлый мир» был также снят видеоклип в антураже спектакля и с участием артистов «Квартета И». Одновременно клип завершил трилогию, начавшуюся клипом «Моряк» в 1997 году (также с артистами «Квартета И») и продолжившуюся «Триллером» в 2004 году. Позже песня «Весёлый мир» была в качестве бонуса включена во второе издание альбома «Триллер».

В киноверсию спектакля, снятую уже после распада коллектива, вошёл специально снятый эпизод, в котором братья Самойловы работают над не существующим в действительности музыкальным клипом на песню «Чёрная луна».

Творчество

Истоки

Широко распространено мнение о том, что на становление стиля и творчества группы повлияла британская группа The Cure, в особенности альбом Disintegration. Первое знакомство с их музыкой произошло в 1989 году, когда возвращаясь из Глазго, с выступления на фестивале советского рока, ребята привезли эту пластинку. Позже их тогдашний менеджер предложил начать развиваться именно в этом направлении.

Сами музыканты, отвечая на вопрос о том, что оказало наибольшее влияние на их творчество, группу The Cure не упоминают. Глеб Самойлов, как правило, называет группу «Pink Floyd» (периода The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals), музыку Альфреда Шнитке и сказки Э. Т. А. Гофмана, Вадим Самойлов — уральские рок-группы («Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс») и тот же «Pink Floyd».

Авторство

Все песни «Агаты Кристи» написаны только тремя музыкантами — Вадимом Самойловым, Глебом Самойловым и Александром Козловым. В отличие от большинства свердловских рок-групп, «Агата Кристи» никогда не использовала тексты поэта-песенника Ильи Кормильцева.

Вспоминает Вадим Самойлов:

Сначала всё было очень жарко и остро […] Пока мы не выработали определённый механизм: голосование. Нас было трое: практически «первичная композиторская организация». Соответственно мы голосовали по всем спорным вопросам: касательно музыки, аранжировки, всего. И кто-то оставался в большинстве, а кто-то в меньшинстве.

В первые годы существования коллектива, творчество «Агаты» носило коллективный характер и многие песни писались фактически в соавторстве. Начиная с «Позорной звезды», музыканты начали приносить в студию более или менее готовые композиции, которые затем вместе додумывали, дописывали и аранжировали. В процессе работы над песней, её аранжировка могла измениться кардинальным образом. При этом Александр Козлов реагировал на переделку своих песен очень спокойно, в то время как братья Самойловы зачастую относились к этому очень болезненно.

Во время работы над «Декадансом» и «Позорной звездой» Вадим Самойлов во многом исполнял обязанности директора и продюсера группы, и большую часть творческих задач взяли на себя Александр Козлов и Глеб Самойлов. Глеб со временем стал основным композитором в группе и практически монополизировал за собой право написания текстов. Почти все тексты и большая часть музыки к песням из альбомов «Опиум», «Ураган», «Чудеса» и «Майн Кайф?» написаны именно им. Среди основных хитов «Агаты Кристи» встречаются песни всех трёх авторов: «Как на войне» и «Опиум для никого» написаны Глебом Самойловым, «Сказочная тайга» и «Ковёр-вертолёт» — Александром Козловым (на слова Г. Самойлова), «Viva Kalman!» и «Чёрная луна» — Вадимом Самойловым.

После смерти Александра Козлова в 2001 году, «первичная композиторская организация» распалась, и разрешать конфликты стало сложнее, что и стало одной из главных причин распада «Агаты». В заключительном альбоме «Эпилог» песни распределены между братьями Самойловыми строго пополам и расставлены в шахматном порядке.

Стиль и исполнение

Звучание «Агаты Кристи» сильно менялось от альбома к альбому. На первых порах группу очень привлекала оперетта, как «очень напыщенный, манерный и совершенно неестественный жанр». В таком опереточном духе выдержан один из первых альбомов группы «Коварство и любовь», а самая известная песня того периода — «Viva Kalman!» — напрямую отсылает к королю оперетты Имре Кальману.

Помимо необычного симфонического звучания, группа обращала на себя внимание тем, что один из вокалистов и бас-гитарист Глеб Самойлов выступал, сидя на стуле, что порождало немало кривотолков и слухов. На своём первом концерте Глеб выступал сидя по совету Вадима, чтобы скрыть волнение и не мешать более опытным участникам группы, позже это превратилось в своеобразную «фишку» коллектива. Впервые Глеб встал со стула в 1995 году. По его собственным словам:

Встал, потому что началась клаустрофобия. Этот стул меня как бы замыкал, ограничивал моё жизненное пространство. И вот в один день я во время концерта встал, отшвырнул стул и больше не садился.

В период работы над «Декадансом» и в особенности над «Позорной звездой» у группы сложился новый стиль, который можно охарактеризовать меньшим использованием симфонизма и клавишных и большим — барабанов, цифровых басов и синтезаторов в сочетании с характерным и несколько вычурным гитарным звуком. Вадим Самойлов определил новое звучание группы, как «рок-н-ролльное-гитарное с электронной ритмической подкладкой».

В альбоме «Чудеса» нашло своё отражение увлечение членов коллектива музыкальным программированием и электронными и компьютерными эффектами. Глебом стиль альбома был охарактеризован как «декадентское ретро-техно, сочетающее жёсткий гитарный звук с наивной драм-машиной 80-х».

По мнению Вадима Самойлова, уникальное звучание группы объясняется наличием трёх композиторов с разными музыкальными вкусами и творческими устремлениями.

Глеба больше интересовала поэтическая, смысловая составляющая в самовыражении, Саша любил популярную музыку, прямо западную, «попсовую», а я любил группу «Yes», что-то такое «музыкально-музыкальное». Три эти начала достаточно удачно слились. Есть и эмоция, есть и попсовая форма, в которой спрятаны много музыкальных мелочей, которые эту форму обогащают и делают её не такой простой. То есть она воспринимается как простая, но внутри неё происходит много интересного. Это до сих пор мой любимый жанр.

Тематика песен

В первые годы существования в творчестве «Агаты Кристи», что было типично для свердловских рок-групп того времени, явственно звучала социальная критика, однако уже в конце 1980-х годов музыканты сознательно отказались от этой тематики.

По словам Вадима Самойлова, «было интуитивное понимание, что мир вокруг нас — это ещё не весь мир. Есть ещё мир внутри нас. И, видимо, нам изначально было интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие вообще, которое художник может себе позволить». Глеб Самойлов также неоднократно подчёркивал, что источником вдохновения для музыкантов «Агаты» является их внутренний мир: «Можно вести речь о том, что писались песни под впечатлением от просмотренных фильмов, прочитанных книг, — это, наверно, про альбом „Опиум“. Всё дальнейшее — это исключительно собственные эмоции, практически отчёты о прожитом».

Эта мысль была развита Глебом в интервью Rock Fuzz в 1995 году:

Как это ни эгоистично, «Опиум» — альбом обо мне. «Декаданс» был сборником баллад о различных явлениях в жизни, «Позорная звезда» — о моих взаимоотношениях с любовью, а «Опиум» посвящён лично мне. В «Звезде» был конфликт «он-она», в новом же альбоме налицо мой конфликт с самим собой. И ничего веселого в этом нет.

В творчестве «Агаты Кристи» встречаются песни, написанные по мотивам произведений Михаила Булгакова («Собачье сердце»), Ганса Эверса («Дорога паука», «Альрауне»), Стивена Кинга («Ветер»).

Тема наркомании

Увлечение братьев Самойловых наркотиками в середине 1990-х годов и успех песни «Опиум для никого» закрепили за «Агатой» имидж «наркоманской» группы. В интервью музыкантам не раз предъявляли обвинения в пропаганде наркотиков и развращающем влиянии на молодёжь, однако те отказывались брать на себя ответственность за то, как поклонники интерпретируют их песни.

Мы просто имели наглость ещё петь об этом, о том, чем живём и что происходит. Это была часть жизни. Мы не пели исключительно о наркотиках, но они составляли часть нашей жизни тоже. Как и у большинства стыдливо молчащих об этом звёзд эстрады, поющих о светлых образах любви.

— Глеб

Относительно «Опиума для никого» Глеб неоднократно говорил о том, что это ироническая песня о культуре декаданса, не имеющая прямого отношения к наркотикам, и приводил её как пример весёлой, комичной песни в творчестве «Агаты»: «Что, не смешная песня? „Я крашу губы гуталином, я обожаю чёрный цвет…“ Это издевательство над всеми нашими рокерами. В том числе и над самими собой». В интервью 2001 года он также опроверг версию о наркотическом подтексте песни «Ковёр-вертолёт» и заявил о том, что из всех песен «Агаты Кристи» о наркотиках было только четыре, хотя и не уточнил, какие именно.

В интервью каналу «Империя» в 2000 году Глеб, хотя и в несколько язвительной форме, сказал о воздействии «Агаты» на психику слушателей буквально следующее:

Мы умышленно воздействуем на психику людей. Дорогие люди, когда вы будете слушать группу «Агата Кристи», предупреждаю: группа «Агата Кристи» воздействует на вашу психику. В какую сторону — мы сами не знаем. Но то, что мы сдвигаем ваши мозги, — это точно. Это делается специально, нарочито и в то же время это просто естественный для нас как для группы процесс. […] «Агата Кристи» — это разновидность НЛП или ещё чего угодно, которая действительно воздействует на психику [с характерной издевательской интонацией] потребителя.

Критика

Рок-журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий в конце восьмидесятых писал о музыкантах «Агаты Кристи»: «Молодые и бодрые, несущие заряд „Алисы“ и настроение „Наутилуса“. Большая надежда Свердловска».

Раннее творчество группы в стиле арт-рока заслужило положительные отзывы в прессе. Наталья Струкова из Fuzz отметила богатейшие клавишные, красивые гитарные партии и запоминающийся вокал, особенно проявившиеся в песне «Viva Kalman!», а в текстах — едкую иронию, гротеск и обилие цитат: отрывков из оперетты, произведений Свиридова и военных маршей. Владимир Полупанов из «Аргументов и фактов» писал, что «на фоне заматеревшего „Наутилуса Помпилиуса“ с усталым вокалом Бутусова, слишком простенького „Чайфа“ или сложных для восприятия „Флага“ и „Кабинета“ музыка „АК“ бодрила и освежала. […] Истеричный вокал Самойлова-старшего, без труда вписавшийся в симфонические пассажи клавишных Козлова, будоражил слух, а небанальные тексты заставляли слушателя искать в них таинственный смысл». В то же время группа столкнулась с обвинениями в «помпезности и излишней красивости».

Анализируя причины сверхпопулярности коллектива в середине девяностых годов, авторы энциклопедии «Кто есть кто в российской рок-музыке», пишут, что «в „Агате Кристи“ всегда был силён дух пофигистского эстетства и рок-нонконформизма, немного ленивого наблюдения за жизнью, что, помноженное на композиторский дар участников коллектива, способствовало появлению хитов, актуальных для молодёжи 1990-х». Они также отмечают «стильность, драйв, эротичную отвязность мелодий, полное равнодушие к заботам и постулатам „взрослого мира“, давящего моралью и поведенческими законами». По мнению радиопродюсера и рок-журналиста Михаила Козырева, «Агата Кристи» стала самой близкой группой для поколения российской молодёжи 1990-х годов так же, как «Кино» — для предыдущего поколения и Земфира — для следующего.

Творчество «Агаты Кристи» конца девяностых годов, ввиду мрачности и депрессивности текстов и музыки, воспринималось критикой неоднозначно. Так, в рецензии на альбом «Чудеса», опубликованной в газете «Живой звук», Илья Кормильцев написал, что «„Агата Кристи“, начав в „Опиуме“ разыгрывать карту подросткового суицида, теперь похоже рассказывает страшные сказки для самых маленьких», а «многообещающий этап в истории „АК“, начавшийся пять лет назад, завершился полным фиаско и творческим бессилием». В похожем стиле высказался Александр Алексеев, назвав «Чудеса» «параноидальной попыткой повторить суицидальный дух интонаций „Опиума“». Он же охарактеризовал альбом «Майн Кайф?» как «неоднозначный, достаточно мрачный и „загруженный“ по интонациям; тягучий и унылый по звуку, однако оригинальный, хотя порой немного умничающий и издевательский по текстам».

Возрождение группы в середине 2000-х было положительно оценено критикой. Алексей Мажаев из «Музыкальной правды» назвал альбом «Триллер» «родным братом» и «добротно сделанным ремейком» «Опиума», в котором братья Самойловы «вновь аккумулировали и сформулировали все, за что любили их группу последние десять лет». По его мнению, на этом альбоме звучит «настоящая „Агата Кристи“ — с жирным, помпезным и пышным саундом, порочными интонациями и провокационными текстами», за что ему можно простить некоторые самоповторы и недостаточное количество творческих находок. Обозреватель журнала «Apelzin» также отметил, что в «Триллере» братья Самойловы «остались в тех рамках, в которых мы привыкли их слышать», и поставил диску пять баллов из пяти возможных, негативно отозвавшись лишь об оформлении обложки.

Альбом «Эпилог» вызывал неоднозначную реакцию критики. Многие рецензенты делали акцент на противопоставлении песен Вадима и Глеба и невозможности их дальнейшего совместного творчества. Алексей Рязанцев из Fuzz поместил альбом в список десяти лучших пластинок 2010 года, хотя оговорился, что в реальности поставил бы альбом не выше двенадцатого места и включил его в свой рейтинг для того, чтобы напомнить о распаде «одной из самых важных групп русской музыки».

Рейтинги

31 декабря 1999 года «Наше радио» огласило список «100 лучших песен русского рока в XX веке», составленный на основе выбора радиослушателей. «Агата Кристи» представлена в нём тремя песнями: «Как на войне» (34-е место), «Опиум для никого» (55-е) и «Сказочная тайга» (65-е). В список «500 лучших песен „Нашего радио“», составленный в 2014 году, входят девять песен «Агаты Кристи» («Как на войне», «Сказочная тайга», «Опиум для никого», «Ковёр-вертолёт» и «Чёрная луна» — в первую сотню).

«Опиум для никого» также вошёл в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», составленный редакцией журнала TimeOut в декабре 2011 года. Альбом «Опиум» занял шестое место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленный журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов в 2010 году.

«Комсомольская правда», в соответствии с опросом читателей, назвала «Агату Кристи» четвёртой по влиятельности группой за всю историю отечественного рока.

Награды и премии

  • 1991 — гран-при на фестивале молодых европейских групп «Open du Rock» (Бургундия, Франция)
  • 1996 — две премии «Овация», в номинациях «лучший музыкальный альбом» («Опиум») и «лучшая рок-группа»
  • 1997 — премия «Овация» в номинации «лучшая рок-группа»
  • 1997 — премия «Золотой граммофон» за песню «Моряк»
  • 1998 — премия «World Music Awards» в номинации «Успешно продаваемая зарубежная группа» (Монте-Карло)
  • 2001 — премия «Овация» в номинации «лучшая рок-группа десятилетия»
  • 2006 — премия журнала «Fuzz» за вклад в развитие рок-музыки
  • 2008 — премия журнала «Fuzz» в номинации «лучшая live-группа»

Золотой состав

  • Вадим Самойлов — вокал, гитары, аранжировки, клавишные, автор песен (1988—2010, 2015)
  • Глеб Самойлов — вокал, бас-гитара, гитара, аранжировки, автор песен (1988—2010, 2015)
  • Александр Козлов — клавишные, синтезаторный бас, автор песен (1988—2001)
  • Андрей Котов — ударные (1990—2008)

Другие участники

  • Лев Шутылев — клавишные (1989—1990)
  • Альберт Потапкин — ударные (1989—1990)
  • Пётр Май — ударные (1988—1989)
  • Дмитрий Снэйк Хакимов — ударные (2008—2010)
  • Константин Бекрев — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал (2008—2010, 2015)
  • Роман Баранюк — ударные (2010, 2015)

В составе ВИА «РТФ УПИ»

  • Александр Кузнецов — бас-гитара (1985—88)
  • Игорь Карпенко — клавишные (1985—86)
  • Альберт Потапкин — барабаны (1987)
  • Александр Иванов — вокал (1986—87)
  • Алексей Могилевский — саксофон (1986—87)

Реюнион — февраль 2015 года

  • Вадим Самойлов — вокал, гитары (1988—2010, 2015)
  • Глеб Самойлов — вокал, бас-гитара, доп. гитара (1988—2010, 2015)
  • Константин Бекрев — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал (2008—2010, 2015)
  • Роман Баранюк — ударные (2010, 2015)
  • Аркадий Баранюк — клавишные (2015)
  • Александр Радченко — гитара, бас (2015)
  • Андрей Каплев — клавишные, бэк-вокал, электроника (2015)

Временная шкала

Дискография

Магнитоальбомы («ВИА РТФ УПИ»)

Дата релиза Название
1985 Если
1986 Голос
1987 Свет (выпущен под шапкой «Агаты Кристи»)

Основные альбомы:

Дата релиза Название
1988 Второй фронт
1989 Коварство и любовь
1991 Декаданс
1993 Позорная звезда
1995 Опиум
1997 Ураган
1998 Чудеса
2000 Майн Кайф?
2004 Триллер. Часть 1
2010 Эпилог

Сборники:

Дата релиза Название
1995 Агата Кристи. Лучшие песни
1998 Легенды Русского Рока
2002 Избранное
2003 Скаzки
2008 Агата Кристи. Лучшие песни
2012 Агата Кристи. Лучшие песни
2015 Ностальгия

Концертные альбомы:

Дата релиза Название
1995 Пять лет. Юбилей
1998 10 лет жизни

Ремиксы и синглы:

Дата релиза Название
1994 Радиосингл «Опиум»
1996 Heroin 0 Remixed
1996 Сингл «Два корабля»
1998 Два корабля Remixed 2
2000 Максисингл № 1 «Секрет»
2000 Максисингл № 2 «Выпить Море»
2001 Максисингл № 3 «Ein Zwei Drei Waltz»
2004 Сингл «В интересах революции»
2007 Сингл «Подвиг»
2009 Сингл «Сердцебиение»

Использование музыки в кино

Год Фильм Песни
1996 «Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро» «Истерика»
2000 «Брат 2» «Секрет», «Никогда»
2001 «Сёстры» «Пуля», «Странное рождество», «Дворник», «Ein Zwei Drei Waltz», «Хали-гали Кришна», «Я буду там», «Секрет»
2005 «Жмурки» «Истерика»
2006 «Грозовые ворота» «Как на войне»
2009 «Антикиллер Д. К.» «Сердцебиение»
2010 «Кочегар» «Истерика»
2010 «Попытка Веры» «Как на войне»
2011 «ПираМММида» «Опиум для никого»
2011 «Generation П» «Секрет»
2014 «Быстрее, чем кролики» «Чёрная луна», «Дорога паука», «Сказочная тайга», «Легион», «Целовались и плакали», «Секрет», «Днём и ночью»
2014 «Z Joke» «Секрет», «Сердцебиение», «Я буду там», «Опиум для никого», «Красная Шапочка», «Ein Zwei Drei Waltz», «Два корабля» (англоязычные версии)
2014 «Да и да» «Эпилог»
2015 «Озабоченные, или Любовь зла» «Как на войне», «Сказочная тайга»