История наружной рекламы

                                                         Факты о  наружной рекламе

История наружной рекламы насчитывает  не один десяток столетий и за все это  время претерпела значительные изменения. Некоторые факты говорят о существовании наружной рекламы ещё до нашей эры. Её    появление датируется I тысячелетием до н.э. Был найден Египетский папирус, в котором сообщалось о выгодной продаже раба. Также ученые относят надпись высеченную на  камне, найденную на развалинах древнего города Мемфис, которая гласит «Я Рино с  острова Крит, по воле богов толкую сновидения».  

Рекламная табличка

В древнем Риме существовали специальные информационные стенды — «альбумсы», их         белили известью и делили на равные прямоугольники. «Альбумсы» заполняли написанные   углем или пурпурной краской объявлениями и новостями. Ещё в Риме и Греции рекламные объявления писали на досках из меди, эти объявления громко зачитывали в местах          большого скопления народа. Ещё один факт существования наружной рекламы уходит       своими корнями в древность, а точнее в I век н.э. Это была реклама публичного дома, и              она представлена на одной из мраморных плит, которыми  вымощен Мраморный              проспект в г.Эфес. На этой «рекламной» плите вырезан  портрет женщины, стилизованное сердце, пробитое в нескольких местах, и ступня левой ноги, указывающая направление.

Реклама публичного дома

   Над средневековыми вывесками трудились лучшие скульпторы, художники и граверы,   поэтому вместо надписей вывесками служили символические изображения. Над булочной    висел деревянный крендель, а портные выставляли у входа жестяные ножницы.              Основным средством наружной рекламы в эпоху Возрождения оставались  вывески.                     Из-за  неграмотности населения на вывесках по — прежнему не было текстов.  Однако           конструкции  XVI — XVII веков уже выполнялись гораздо качественней, они стали эстетически привлекательными и стилистически изящными. Известные и богатые семьи заказывали в качестве вывесок для своих замков гербы с геральдическими  изображениями. На улицах  городов также часто встречались панно, написанные маслом, информирующие о блюдах, которые можно заказать в трактире или товарах, которые можно приобрести в лавке. С появлением книгопечатания начинается новый скачек и в развитии наружной рекламы.

-В 1450 году изобретение печатного станка  ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием, которого явился качественно новый этап    развития рекламы. Тексты подготавливались гораздо быстрее. Йохан Гуттенберг положил начало типографическим предприятиям, которые начали активно развиваться во второй половине XV века.

-В 1459 г. появляется первое рекламное объявление: это была рекламная надпись на                двери одной из церквей Лондона о продаже молитвенника. Объявления о продаже         продуктов стали появляться позже.  Типографские предприятия распространяются по         Европе:

— в 1465 г. появляется первая типография в Италии;

— в 1468 г. в Швейцарии;

— в 1470 г. во Франции;

 -в 1473 г. в Бельгии и Венгрии;

— в 1476 г. печатные станки утвердились в Чехии, Англии и других европейских                         странах.  

-В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатный двор (так тогда называли  типографию). Возглавить эту работу поручили мастеру печатного дела Ивану Фёдорову.        Забот у него было немало: ему приходилось и за постройкой печатного двора следить, и     обучать работников, которые по его заказу изготавливали типографские станки и      инструменты. Большую помощь Ивану Фёдорову оказывал Пётр Мстиславец, тоже            искусный мастер. И вот уже скоро в Москве на Никольской, у Гостиных рядов, недалеко               от Кремля, выросли новые палаты — Московский печатный двор. На Руси появилось новое ремесло — книгопечатание.

Первая печатная книга

1 марта 1564 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец закончили свой славный труд — первую на Руси печатную книгу, она называлась «Апостол». Несколько  экземпляров  этой  книги дошли до нас и бережно хранятся в отделе редких книг в Москве, Петербурге и других хранилищах. Время выхода в свет «Апостола» в истории принято считать начало русского книгопечатания.

В ту же пору на Руси появились и первые печатные книги учебного содержания.  

В 1574 году во Львове русский первопечатник Иван Фёдоров издал учебную книгу под              названием «Букварь».   В 1596 году в Вильно был напечатан «Славяно-русский букварь»  Лаврентия Зизания Тустановского. Но букварями в нашем понимании эти книги не были — скорее это были грамматики церковнославянского языка. В 1634 году в Московском печатном дворе, главном центре книгопечатания на Руси, был издан первый русский букварь. Это была вообще одна из первых печатных книг не церковного, а гражданского содержания. Составил   этот букварь (пособие для обучения грамоте) патриарший дьяк Василий Бурцов. Полное название этой книги звучало так: «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям». Букварь Бурцова был снабжён иллюстрациями-гравюрами и вышел в XVII веке несколькими изданиями. Книгопечатание в России стало сильным орудием распространения знаний и просвещения. Вот почему начало книгопечатания является одним из самых крупных            событий в истории культуры нашей страны, а Иван Фёдоров — выдающимся деятелем               русской культуры.                                                                                                                                    Прообразом современной наружной рекламы в России является лубок. На Руси            упоминания о лубках относится к началу 17 века. Именно они доносили до людей самую              разную информацию, в том числе и рекламную. Постепенно «потешные» листы                     обогащались надписями, которые становились всё более развернутыми и основательными. Помимо лубков, в России широко была распространена реклама в виде оформленных         витрин. На витрину выкладывался товар, и чем больше его было, тем богаче считалась        витрина. Витрины привлекали внимание людей своей наглядностью. В темное время                   суток витрины подсвечивались керосиновыми лампами. Выкладка товара являлась предшественницей вывески. Народ в то время был малограмотен, поэтому текст на              вывеске  мало, кто мог прочитать. Первое упоминание о вывеске на Руси датируется                  1705 годом.                                                                                                                                                                   На основании указа императрицы Екатерины II в 1785 г. было утверждено                  Ремесленное положение, согласно которому все мастера, подмастерья и ученики,          владеющие  тем или иным ремеслом, записывались в ремесленный цех. В Москве   ремесленники (как  русские, так и иностранцы) начали записываться в цех 17 января                  1799 года. Цеха подчинялись Ремесленной цеховой управе, которая не только принимала              и исключала из цехов, проводила испытание на звание мастера и разбирала тяжбы                между ремесленниками, но и утверждала вывески всех мастерских.                                                         В 1897 году в Санкт — Петербурге была проведена первая российская выставка афиш и      плакатов. На ней было собрано более 700 листов из разных стран мира. Наиболее              выдающимися русскими художниками, которые рисовали плакаты, в то время считались В.А.Андреев, И.Порфиров, С.С.Соломко и И.С.Галкин.                                               В 1900 — 10 г.г. действовало сразу несколько вывесочных мастерских. К этому времени      «писание вывесок составляет особый специально художественный раздел малярного дела». Вывески поражают воображением то огнедышащего Везувия, в дыму которогокоптились ветчины, колбасы и рыба; то гигантским «натюрмортом», созданным из капусты, моркови,  редиса и помидоров и т.д., и т.п. На вывесках магазинов готового платья изображались          целые «семьи» — мужчины, женщины и дети одетые в разные по времени года костюмы. Появлялись различные рекламные установки: штендеры, афишные тумбы. Однако в провинциальных городах и кварталах продолжали существовать лубочные вывески.                         С приходом советской власти и с именем Владимира Маяковского связан особый период развития наружной рекламы в России. Поэт создает много рифмованных текстов          рекламного содержания для госорганизаций. На смену рисованным вывескам приходит шрифтовое оформление и фотомонтаж. В 20 — х годах прошлого века появляется термин световая реклама. Это был рекламный плакат, выставленный на улице и              освещенный прожектором в темное время суток.                                                                                             В 1930 году вывесочные артели понемногу прекращают своё существование, часть из них объединившись образовала фабрику свето — художественных работ. С момента возникновения фабрики, оформлении магазинных вывесок ставится на промышленную основу, появляются типовые вывески. В 1932 г. впервые в Советском Союзе, фабрика освоила выпуск газосветных вывесок.

Пример неоновых трубок

Начиная с 1946 года, постепенно увеличивается выпуск газосветных установок и         расширяется гамма цветов. С середины  50-х г.г. газосветным вывескам уделяется ещё больше внимания. Их развитие стимулируется на самом высоком уровне — Совмина СССР «О развитии      и улучшении газосветной торговой рекламы». Этим письмом была   утверждена инструкция       по обращению с газосветными вывесками и установками, а также   единая форма договора на    их техническое обслуживание. Широкого применения нашли двухсторонние вертикальные кронштейны, надписи читались с двух сторон. В 60 — 70-х годах двадцатого столетия при различных министерствах появляются организации: «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» и другие. Выпускается большое количество рекламных изданий, производятся рекламные фильмы, открываются художественно — оформительские цеха. Рекламные тексты тех времен не были  оригинальны, но все-таки они были («Летайте самолетами Аэрофлота», «Храните деньги в сберегательной кассе» ).  Во время перестройки  снова возникла потребность в вывесках и  световых коробах. К тому же представительствам различных зарубежных компаний так же требовалась наружная реклама.  К началу XXI века общее количество рекламных  носителей на улицах крупных Российских мегаполисов  не уступает западным городам.